Friday 4 July 2014

Экскурсия к LHC - Большому Адронному Коллайдеру

Как-то раз я уже была в ЦЕРНе - ездила от EPFL. Но тогда самый известный ускоритель частиц - Большой Адронный Коллайдер - кажется, работал, так что посмотреть его возможности не было. Однако сейчас уже много месяцев назад его закрыли то ли на ремонт, то ли на усовершенствование, и его посещение стало возможно.
В общем-то, я никаких особых восторгов от ускорителей частиц не испытываю. Но я помню, что в те далёкие времена, когда я училась на матмехе, его только запускали, и в интернетах все об этом говорили (ну и о конце света, естественно). И тогда для меня это было что-то далёкое, непонятное и абсолютно недоступное. И я решила, что раз есть возможность посмотреть - надо смотреть.
Возможность появилась совершенно внезапно. Обычно на посещение ЦЕРНа надо записываться сильно заранее, и непонятно, что тебе покажут. А тут в мае они праздновали 60 лет, и организовывали целые выходные развлечений для публики. Записываться всё равно надо было, но всего за три дня.

5-ая точка эксперимента CMS, Cessy.
Сначала я долго стояла в толпе очереди, где-то около часа, наверное (хотя визит был на определённое время). Потом из нас набрали группу человек двадцать, мы оставили все-все сумки снаружи, надели рыжие каски и отправились на лифте вниз.
На каждую группу было по экскурсоводу, ещё некоторое количество местных сотрудников стояло внизу - они всё время говорили нам не задерживаться и двигаться вперёд.


CMS расшифровывается как Compact Muon Solenoid и является детектором частиц длиной 21 метр, диаметром 15 метров и весом 12500 тонн.






Пройдя немного вдоль него, мы поднялись по лестнице и прошли мимо дата-центра - здесь происходит начальная фильтрация данных о частицах.


После этого - лифт наверх, на воздух. Какое-то оказалось оно очень быстрое, это посещение. Правда, на этом программа не заканчивалась - было много развлекательных вещей, как для детей, так и для взрослых.
Можно было, например, самому сделать себе церновский значок. У меня, кстати, есть два лишних - могу подарить каким-нибудь гостям.
Можно было поуправлять клешнями робота и пособирать всякие мелочи в коробочку.


А можно было попинать мячик - если получится хорошее попадание, то будет красивая картинка частиц.


А вокруг, между прочим, Франция. Немного странно вот так пересекать границу, на обычном автобусе. Едешь, едешь, а тут бац - роуминг и франки не принимают.


comments powered by HyperComments